Свобода выбора

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже — как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

Подростки часто, почувствовав себя взрослыми людьми, стремятся к полной свободе в их понимании, к той свободе, когда делаю всё, что хочу, когда хочу, как хочу, с кем хочу. Иногда не понимая до конца, что это такое, принимая за свободу вседозволенность. Подростковый период — период противоречий, кризисов, конфликтов, недопонимания. Повзрослевшему ребёнку приходится решать ряд противоречий:

  • нужно отделяться от родителей, и в то же время, как никогда, важна родительская поддержка;
  • нужно выстраивать со сверстниками взаимодействие, и в то же время сохранять свою индивидуальность...

Подростку приходится балансировать между двумя крайностями, а без жизненного опыта за плечами, делать это очень сложно.

22.01.2025 года в Управлении состоялось занятие подростковой группы для ребят от 12 до 17 лет, посвящённое профилактике асоциального поведения у подростков на тему «Свобода выбора», направленное на формирование представлений о взаимосвязи свободы и ответственности; актуализации опыта ответственного отношения к окружающим и самому себе; осознанию причин выбора модели поведения в различных ситуациях; предупреждению самовольных уходов, воровства, различных зависимостей, негативизма в поведении.

Созданию положительной мотивации способствовало упражнение «Знакомство», где каждый из ребят представил себя участником, пожалуй самой консервативной, с точки зрения соблюдения традиций и правил, игры в футбол. Нужно было поприветствовать друг друга, представиться, назвав своё имя, и как это делают футболисты традиционным способом - с рукопожатием, а потом попробовать сделать это по-другому: без рук – подошвами, локтями, спинами. И несмотря на то, что задание для всех было одинаковым, каждый выполнил его по-своему. Ребята сделали вывод, что на выбор способа поведения влияет особенность личности.

После повторения «Правил нашей группы» участники перешли к дискуссии об определении понятия слова «свобода». Ответили на вопросы ведущих: «В чём проявляется свобода человека? Что ограничивает его свободу? Как человек сам может ограничивать свою свободу (проблема зависимостей)? Как соотносится свобода и вседозволенность? Как соотносятся свобода и ответственность?». Подростки называли героев из русских народных сказок, которые ассоциируются у них с нарушением понятия «ответственная свобода». Приводили примеры асоциальных поступков сказочных героев, с точки зрения современных норм общества, которые они совершили. Например, Колобок – это самонадеянный подросток, который рассорившись с родителями и проявив негативизм, совершил самовольный уход из семьи и тем самым подверг себя опасности: потеряв бдительность попал под влияние преступницы -Лисы, которая сумела его обмануть. Ребята также приводили примеры из жизни своих знакомых сверстников, когда пренебрежение правилами, неверно сделанный выбор, приводили к неприятным последствиям, о которых в дальнейшем они сожалели.

На основе представлений участников был создан собирательный образ современного подростка (его словесный портрет): основные черты личности, увлечения, стиль в одежде, предпочтения в музыке и спорте. Были выделены, как положительные черты, которые следует развивать в себе, так и отрицательные, от которых следует избавиться, потому что они могут привести к столкновениям с законом, проблемами во взаимоотношениях с окружающими людьми. Участники поразмышляли, какими способами этого можно добиться.

Осознанию паттерна своего поведения, выбора способа своих действий, послужило выполнение упражнений «Карандаш» и мини-спектакль «Репка». Участники пришли к пониманию, что перед совершением какого-либо своего действия необходимо задумываться о последствиях. Упражнение «Замороженный» способствовало осознаю, что необходимо учиться управлять своими эмоциями, контролировать их.

В конце занятия участники пришли к общему выводу, что: «Свобода - это возможность человека реализовать интересы и потребности, не нарушая при этом прав других людей. Свобода это не вседозволенность. Она сопряжена с ответственностью перед другими и собой, перед обществом. Быть свободным означает всегда отвечать за то, что ты делаешь, т.е. за свой выбор».

Опубликовано
05 февраля 2025
Поделиться публикацией:

Оставить комментарий