Школа медиаграмотности
Сегодня мы все больше времени проводим в интернет-пространстве: общение, работа, поиск необходимой информации, маршрута и т.д. Социальная активность плавно перетекает в виртуальную плоскость. Часто родители думают, что ребёнок дома, за компьютером — значит, всё в порядке, он в безопасности. И, к сожалению, ошибаются. Детей эры интернета и социальных сетей опасности подстерегают не только на улице.
Через монитор компьютера на них обрушивается не меньше ловушек и угроз. Опасны не только программы-вирусы, но и хакеры, мошенники, которые могут украсть личную информацию, получить доступ к финансам семьи. Помимо этого существует кибербуллинг (травля в сети), неприемлемый/опасный контент и незнакомцы, целью которых является власть над ребёнком (эмоциональная, психологическая, финансовая и т.д.).
06.08.2025 в Управлении состоялось занятие для подопечных 10-17 лет в «Школе медиаграмотности». Целью мероприятия было формирование у подростков представлений об опасности киберпреступности, обучение распознаванию угроз, выработка правил безопасного поведения в интернете. На занятии присутствовали 37 подопечных.
Медиаграмотность — это способность человека получать, анализировать, оценивать, передавать, пользоваться информацией в разных формах.
Медиаграмотный человек свободно пользуется разными типами медиа — от интернета до телевидения — и понимает, как они устроены, критически оценивает сообщения из разных источников и может самостоятельно передавать осознанную, обработанную информацию другим людям. К медиаграмотности также относится понимание последствий того, что мы делаем онлайн.
Критерии медиаграмотности
- умение взаимодействовать с разными типами медиа: от газет до онлайн-сообществ;
- способность оценить достоверность контента;
- активное использование разных форм медиа;
- критический подход к контенту;
- умение креативно и безопасно использовать медиа.
На занятии ведущие в формате мозгового штурма разобрали 4 группы интернет-опасностей:
- компьютерная зависимость (игромания);
- утрата денег, конфиденциальной информации, в том числе через общедоступные wi-fi-сети ;
- нежелательный контент: сайты, незнакомцы, выдающие себя за ровесников, друзей;
- сообщества, рекрутирующие детей для различных небезопасных заданий: под видом игр скрывают так называемые «группы смерти», террористические подкасты, педофилы, дропперы и т.д.
Ведущие обсудили с ребятами, почему нельзя в своем аккаунте использовать личную информацию, выкладывать фотографии, особенно, если в них есть двусмысленность или игривость, приглашать в друзья незнакомых людей, откровенничать с ними и, конечно, к каким последствиям может привести нарушение этих правил.
В течение занятия группа выработала несколько важных аспектов безопасности:
- Не выкладывай личную информацию о себе и своих близких, которая может быть использована чужими людьми.
- Для генерирования паролей не используй личные данные, чтобы усложнить мошенникам попытку взломать твой аккаунт.
- Не позволяй незнакомым людям быть гостем на твоей странице. Будь избирательным.
- Не публикуй личные сведения и фотографии, которые могут вызвать негативную реакцию у других. Даже если ты удалишь их, следы в сети все равно останутся. Это может привести к кибербуллингу.
- Если тебе кто-то угрожает в интернете, не старайся справиться самостоятельно, обратись к значимым взрослым, родителям.
- Не встречайся с людьми из виртуального мира, не приглашай их домой в отсутствие близких. Это может быть опасно.
Главный вывод, который сформулировали ведущие совместно с ребятами, заключается в том, что поведение в интернете не должно отличаться от поведения в реальном мире. То, что разница между правильным и неправильным одинакова как в и интернете, так и в реальной жизни.