Школа медиаграмотности

Сегодня мы все больше времени проводим в интернет-пространстве: общение, работа, поиск необходимой информации, маршрута и т.д. Социальная активность плавно перетекает в виртуальную плоскость. Часто родители думают, что ребёнок дома, за компьютером — значит, всё в порядке, он в безопасности. И, к сожалению, ошибаются. Детей эры интернета и социальных сетей опасности подстерегают не только на улице.

Через монитор компьютера на них обрушивается не меньше ловушек и угроз. Опасны не только программы-вирусы, но и хакеры, мошенники, которые могут украсть личную информацию, получить доступ к финансам семьи. Помимо этого существует кибербуллинг (травля в сети), неприемлемый/опасный контент и незнакомцы, целью которых является власть над ребёнком (эмоциональная, психологическая, финансовая и т.д.).

06.08.2025 в Управлении состоялось занятие для подопечных 10-17 лет в «Школе медиаграмотности». Целью мероприятия было формирование у подростков представлений об опасности киберпреступности, обучение распознаванию угроз, выработка правил безопасного поведения в интернете. На занятии присутствовали 37 подопечных.

Медиаграмотность — это способность человека получать, анализировать, оценивать, передавать, пользоваться информацией в разных формах.

Медиаграмотный человек свободно пользуется разными типами медиа — от интернета до телевидения — и понимает, как они устроены, критически оценивает сообщения из разных источников и может самостоятельно передавать осознанную, обработанную информацию другим людям. К медиаграмотности также относится понимание последствий того, что мы делаем онлайн.

Критерии медиаграмотности

  • умение взаимодействовать с разными типами медиа: от газет до онлайн-сообществ;
  • способность оценить достоверность контента;
  • активное использование разных форм медиа;
  • критический подход к контенту;
  • умение креативно и безопасно использовать медиа.

На занятии ведущие в формате мозгового штурма разобрали 4 группы интернет-опасностей:

  1. компьютерная зависимость (игромания);
  2. утрата денег, конфиденциальной информации, в том числе через общедоступные wi-fi-сети ;
  3. нежелательный контент: сайты, незнакомцы, выдающие себя за ровесников, друзей;
  4. сообщества, рекрутирующие детей для различных небезопасных заданий: под видом игр скрывают так называемые «группы смерти», террористические подкасты, педофилы, дропперы и т.д.

Ведущие обсудили с ребятами, почему нельзя в своем аккаунте использовать личную информацию, выкладывать фотографии, особенно, если в них есть двусмысленность или игривость, приглашать в друзья незнакомых людей, откровенничать с ними и, конечно, к каким последствиям может привести нарушение этих правил.

В течение занятия группа выработала несколько важных аспектов безопасности:

  1. Не выкладывай личную информацию о себе и своих близких, которая может быть использована чужими людьми.
  2. Для генерирования паролей не используй личные данные, чтобы усложнить мошенникам попытку взломать твой аккаунт.
  3. Не позволяй незнакомым людям быть гостем на твоей странице. Будь избирательным.
  4. Не публикуй личные сведения и фотографии, которые могут вызвать негативную реакцию у других. Даже если ты удалишь их, следы в сети все равно останутся. Это может привести к кибербуллингу.
  5. Если тебе кто-то угрожает в интернете, не старайся справиться самостоятельно, обратись к значимым взрослым, родителям.
  6. Не встречайся с людьми из виртуального мира, не приглашай их домой в отсутствие близких. Это может быть опасно.

Главный вывод, который сформулировали ведущие совместно с ребятами, заключается в том, что поведение в интернете не должно отличаться от поведения в реальном мире. То, что разница между правильным и неправильным одинакова как в и интернете, так и в реальной жизни.

Опубликовано
12 августа 2025
Поделиться публикацией:

Оставить комментарий