Моральное айкидо
09.10.2025 в Управлении состоялось занятие для 15 подопечных от 9 до 13 лет из замещающих семей, направленное на осознание причин собственного поведения и эмоциональных реакций, формирование и развитие навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, приобретение навыков моральной защиты, безопасного поведения в школе, на улице, общественных местах, в том числе, в интернет пространстве. Занятие проводила специалист школы безопасности «Стоп Угроза» в г. Краснодаре Робская Нина Валерьевна.
Моральное айкидо — это умение отличать злонамеренные действия от случайных обид, выявление манипуляций и умение не поддаваться на них.
В ходе занятия ребята обсудили, что такое конфликт, существующие способы его разрешения, умение отстаивать собственные границы, не давать себя в обиду, но уважать границы других людей. Участники в игровой форме учились отличать ситуации, в которых есть реальная опасность для жизни и здоровья, от тех, где такой опасности нет, осваивали способы вежливо и настойчиво формулировать свои просьбы, тренировались в умении выстраивать отношения с окружающими людьми путём сотрудничества, нахождения компромиссов. Участники в процессе работы пришли в выводу, что важно уметь уходить от опасных ситуаций, твердо говорить «нет», избегать ненужных конфликтов.
Детям сложнее, чем взрослым, контролировать свои эмоции и их проявление. Они топают, кричат, дерутся, обзываются и порой даже причиняют вред самим себе или другим от гнева. Совместно с ведущей дети вырабатывали и проиграли стратегии поведения в конфликтных ситуациях, а также отработали навыки отреагирования негативных эмоций.
В ходе работы ребята познакомились с понятием «Манипуляция», основными её признаками и способами манипуляции в межличностном общении. Обсудили совместно с ведущей способы конструктивного сопротивления манипуляциям, при этом, распознавая поведение манипулятора, совместно с ведущим находя способы, помогающие эффективному распознаванию и противодействию манипуляциям.
Также затронули формы негатива, с которыми дети сталкиваются в сети интернет. Подростки обсудили как в онлайн-пространстве они защищают свое персональное пространство с помощью личных границ и управления личной дистанцией.
Ребята, проиграв ситуации общения в интернете, познакомились с основными правилами взаимодействия: необходимо использовать одинаковые правила при общении онлайн и лично, оставаться добрым, вежливым и корректным; не разглашать личную информацию в интернете; периодически менять пароли; блокировать тех кто начинает оскорблять и угрожать, обязательно рассказать взрослым, никогда лично не встречаться с незнакомцами, с которыми общались в интернете.
По окончании занятия участники сообщили, что они познакомились с набором приёмов, с помощью которых можно правильно отвечать людям, желающим унизить или завязать спор с человеком. Дети отметили, что умение распознавать эмоции друг друга, понимать причины поступков своих друзей, членов семьи это важная составляющая в противостоянии негативным манипуляциям.
