Молодёжные деструктивные группы

Иллюстрация к публикации

Особого внимания со стороны родителей и специалистов сегодня требуют молодежные движения, объединяющие в себе подростков, юношей и девушек по признаку деструктивной групп. Молодежные движения деструктивного характера – это неформальные движения, разрушающие личность молодого человека, подменяющие его понимание традиционных ценностей. Деструктивная группа, как правило, закрытая. Цель закрытости – придать оттенок «исключительности» и «эксклюзивности информации». Это и привлекает подростков.

Признаки деструктивного объединения:

  • претензия на исключительность («мы правильнее, мы лучше, мы сильнее, мы не такие как все»);
  • принцип преимущества групповых интересов и целей над индивидуальными, личностными;
  • убеждение, что цель оправдывает средства  как поощрение асоциального и противоправного поведения участников;
  • общие внешние признаки (прическа, одежда, украшения, жаргон);
  • обесценивание, ослабление прежних социальных связей с родственниками, друзьями;
  • замещение личных интересов несовершеннолетнего интересами и ценностями объединения.

Основные направленности деструктивных групп:

  • аутоагрессивные (проповедующие причинение вреда собственному телу);
  • экстремистские (провоцирующие беспорядки, террористические акции, методы партизанской войны);
  • сектантсткие (имеющие своё учение и свою практику);
  • террористические.

К наиболее распространённым деструктивным субкультурам относятся:

Офники – околофутбольные фанаты. Не являются истинными футбольными болельщиками, регулярно устраивают так называемые «забивы» - договорные драки, которые снимают на видео, выкладывая его в соответствующих Интернет-сообществах. Как правило драки устраиваются в заброшенных, малолюдных местах. При этом имеется жесткая договоренность о недопустимости обращения в полицию даже в случаях причинения серьезных травм.

АУЕ – арестантское уркаганское единство, пропагандирует среди несовершеннолетних тюремные понятия, «воровской кодекс» со сбором денег на «общак»; романтизирует криминальный образа жизни. Запрещенная организация на территории РФ.

Зацеперы – движение, пропагандирующее зацепинг, т.е. особый способ передвижения на железнодорожном транспорте, при котором человек цепляется за боковые или торцевые стороны вагонов или просто едет на крыше, либо на элементах наружной арматуры подвижного состава. Этот экстремальный способ передвижения крайне травмоопасен: высок риск падения с движущегося поезда, столкновения с негабаритными объектами железнодорожной инфраструктуры, поражения электрическим током от контактной сети. Данный способ проезда запрещён законодательством.

«Поясни за шмот», «Кэжуал» – движение, пропагандирующее право его участников требовать у любого прохожего объяснений, по какому праву он надел ту или иную одежду (фирма, стиль, цвет, надписи и т.п.). Если по мнению «спрашивающих» одежда «поддельная» или ее владелец «не достоин» ее носить, участники движения могут избить её владельца или унизить его иным способом.

Колумбайнеры – последователи учащихся школы "Колумбайн” штата Колорадо, которые в 1999 году совершили заранее подготовленное массовое убийство. Как правило это подростки, интересующиеся темой вооруженного насилия в школах, как способа решения имеющихся проблем (травля, социальное неравенство и т.п.). Запрещенная организация на территории РФ.

Скулшутинг – движение, пропагандирующее стрельбу и насилие в школах.

Аниме-сообщества. В отличие от традиционной японской культуры аниме, современные аниме нередко пропагандируют насилие, сексуальные извращения, каннибализм, убийства и самоубийства.

Группы, пропагандирующие нетрадиционные духовно-нравственные ценности: оккультизм, сатанизм, чайлдфри, феминизм, нетрадиционные сексуальные отношения, смену пола, гендерную идентичность и пр.

«Беги и умри» – движение родилось из игры, по условиям которой подросток должен пробежать перед автомобилем, движущимся на большой скорости. Один из компании снимет происходящее на видео, которое впоследствии выкладывается в соответствующих Интернет-сообществах, собирая лайки.

Сватинг – сообщество, которое вводит аварийно-спасательные службы в заблуждение, отправляя ложные сообщения о серьёзных правонарушениях, таких как закладка бомбы, убийство, захват заложников и т.д. Киберпранкеры взламывают плохо защищённые «умные» устройства и ведут прямую трансляцию эпизодов сватинга (когда по адресу ни в чём не виновного лица отправляют аварийно-спасательные службы). Сватинг расценивается как разновидность терроризма.

Данный перечень молодежных движений деструктивной направленности не является исчерпывающим. Все они так или иначе пропагандируют противоправное поведение, формируют у несовершеннолетних отрицательное отношение к закону, разрушительно действуют на  их сознание и нравственность.

Сценарий развития вовлечения примерно одинаковый. На первом этапе робот-рассылка отправляет слово «привет», фразу «кто ты» и тому подобные с вербовочного аккаунта. Если адресат ответил, то переписка переадресовывается к реальному члену деструктивной организации, который далее продолжает переписку с потенциальной жертвой. Те, кто «ведет» группу, внушают постепенно несовершеннолетнему, что «только они его понимают», «они - свои». Они начинают дружить, делают пребывание в группе комфортным, важным для несовершеннолетнего, а потом потихоньку направляют сознание подростка в нужную сторону. Они заинтересовывают собой, миссией группы, своими желаниями и постепенно становятся понимающим другом, как кажется подростку.

Далее интенсивно идет погружение в определённый, в том числе депрессивный контент или приглашение на вербовочные сайты (которые прямо не указывают на свою принадлежность к деструктивной организации, секте, однако вся их деятельность направлена на привлечение новых участников); происходит девальвация (обесценивание) ценностей: семейных, духовно-нравственных, включающих в себя веру, совесть, обязанность и ответственность, различение хорошего и плохого. Активно формируется определенная информационная среда.  А когда в группе люди уже стали, как кажется подростку (юноше, девушке), «самыми-самыми друзьями», то потом очень трудно выйти из этого сообщества.

Важно понимать и донести по возможности этот факт до несовершеннолетних, что молодые люди в деструктивных организациях — фактически просто человеческий материал, инструмент для непорядочных асоциальных личностей. Такой кукловод может направить подобную массу в любое русло – протестные акции, массовые беспорядки, преступления и т.п.

Действенным фактором привлечения молодых людей к различным деструктивным молодежным субкультурам являются виртуальные сети. Закрытые группы без цензуры множатся в виртуальном пространстве, затягивая несовершеннолетних, которые не способны вовремя распознать угрозу и тем более противостоять ей, в свои сети под любым предлогом (приглашение в игру, вознаграждения, бонусы, «лайки»).

Не менее важным акцентом таких интернет-сообществ является представление себя как братства, члены которого всегда вступятся за своего товарища в ЛЮБОЙ жизненной ситуации. Поэтому лучший способ защитить ребёнка от негативного влияния субкультуры – это развивать у него навык различать «хорошее» от « плохого», умение обращаться за помощью к людям из своего ближайшего окружения и специалистам. Для того чтобы сформировать такой навык, важно советоваться с подростком, спрашивать его мнение, предоставлять ему право выбора и право решения. А также необходимо научить ребенка говорить «нет», владеть разными формами отказа.

Почему подвержены риску вовлечения именно подростки? 

Вербовщики опираются на возрастные психологические особенности, про которые мы часто забываем:

  • несформированная нервная система, слабая, неустойчивая психика, повышенная внушаемость, низкая самооценка;
  • неумение взаимодействовать с окружающими, усиливающееся, как правило трудной ситуацией подростка (семейные проблемы, нарушения взаимоотношений, неблагоприятный социальный фон, потеря близкого, конфликт и др.);
  • достаточная низкая степень образованности;
  • личная и социальная незрелость, неопытность (традиционный образ жизни ребёнку представляется как формальный, банальный, отживший, исчерпавший себя); 
  • недостаточная ответственность - чем младше человек, тем более он подвержен влияниям окружения;
  • особенности психологии подростков в основе которой культ группы;
  • повышенная восприимчивость к предлагаемым правилам поведения в нестандартной группе, отличной от школы;
  • потребность в самоутверждении с минимальными волевыми затратами, потребность и надежда на  поддержку неких покровителей;
  • сильная мотивация к формированию образа «Я», навязываемого СМИ, киноиндустрией, Интернетом через отрицание общепринятых моделей поведения.

Что делать родителям?

Разговаривайте с ребенком. Объясняйте, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Обращайте внимание на поведение и новые интересы ребёнка: аниме, депрессивная литература, специализированные книги об оружии и стрельбе. Когда с детства у ребёнка есть чётко сложившееся мнение об этих понятиях, то его не так просто заинтересовать призывами к насилию или суицидальному поведению.

Учите ребенка мыслить критически. Подросток должен уметь самостоятельно фильтровать поступающую ему информацию, уметь анализировать её, сопоставлять с другой информацией, составлять собственное мнение. Для этого читайте книги, статьи, смотрите совместно социальные передачи, обсуждайте ситуацию с различных сторон, кто прав, кто виноват, как поступили бы Вы, что можно было бы сделать ещё, к кому обратиться за помощью и поддержкой.

Максимально восполните недостаток любви и внимания к ребёнку. Создайте здоровую среду общения. Чаще обедайте вместе. В семьях, где принято вместе принимать пищу, дети реже чувствуют себя одинокими. Для подростка важно быть частью чего-то целого, так пусть этим целым будет для него семья.

Контролируйте мягко, не демонстративно его окружение, сайты, которые он посещает. Установите на телефон и компьютер функцию «родительский контроль». Цените и сохраняйте доверие ребёнка. 

У вас не должно быть «запретных» тем. Всегда поддерживайте разговор с ребенком, о чем бы он ни был. Искренне интересуйтесь его жизнью.

Обеспечьте внешкольную занятость ребенку. Пусть у него будет больше увлечений, тогда вряд ли его затянет виртуальная реальность.

Замечайте изменения круга общения ребёнка, его речевой активности, спрашивайте о его новых друзьях.

Обращайте внимание, если ребенок в реальной жизни выполняет необычные задания, полученные в Интернете, так называемые, челленджи. Они могут содержать опасные для здоровья действия, например: сделать фото в экстремальных условиях или пробраться на закрытую территорию.

И самое главное - не бойтесь обращаться к специалистам. Если между вами и ребенком нет доверительных отношений, а между тем перечисленные выше тревожные сигналы присутствуют в поведении подростка, необходимо обратиться к психологу, социальному педагогу, специалисту управления по вопросам семьи и детства.

Главная задача сегодня для общества, педагогов и родителей в том числе – обеспечение безопасности детей, которые не всегда способны правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают. А задача подростков и юношей – быть грамотнее, критичнее, больше читать научную информацию и качественную художественную литературу, а также знать и выполнять правила кибербезопасности.

Опубликовано
12 июля 2024
Поделиться публикацией:

Оставить комментарий