Профилактика вовлечения несовершеннолетних в молодёжные деструктивные группы

В 90-е годы XX века произошёл небывалый всплеск развития молодежных субкультур в России. Конечно, они претерпели и претерпевают изменения, но до сегодняшнего дня они многообразны и продолжают привлекать представителей подрастающего поколения. Наибольший интерес к субкультурам проявляют молодые люди от 11 до 25 лет, когда происходит процесс становления жизненных ценностей и выработка личностных стратегий. При этом важно помнить, что свойственное юношеству стремление объединяться в группы реализуется не во дворах, как ранее, а в Интернет-пространстве. На смену территориальным дворовым компаниям пришли многотысячные экстерриториальные группы в социальных сетях.По данным представителей Лиги безопасного интернета дети и подростки проводят в сети от шести до восьми часов ежедневно. А ведь это то пространство, которое мы, взрослые, почти не контролируем и, тем более, не регулируем в семье. По статистике Лиги безопасного интернета 10,5 млн несовершеннолетних являются подписчиками различных деструктивных групп в соцсетях.
При этом самый популярный совет психологов - подключённый «родительский контроль» в интернете и строгое ограничение игр в телефоне - актуален для детей младшего возраста. С более взрослым ребёнком такое не пройдет. Ограничивать можно, только давая какую-то альтернативу. Интересную, значимую, эмоционально заряженную для ребёнка. Если ему выделяют час за компьютером, а все остальное время для уроков или шахмат/ музыки/ чтения книг и т.д. без учёта склонностей и его желаний – то это не альтернатива, а наказание. Делать уроки – это не увлечение. С младшими школьниками договариваемся о том, что пойдём кататься на роликах/скейте/самокате, поиграем в бадминтон, погоняем мячик, или предложить какое-то занятие без участия родителей, которое ребёнку нравится. Для подростков немного иначе: это эмоциональный, душевный контакт с родителем, чтобы ребёнку хотелось поговорить, вместе провести время. И альтернативное занятие без участия родителя, которое ребёнку нравится. Во всех остальных случаях родитель будет восприниматься как контролирующий, карательный орган, и как только у ребёнка возникнет возможность, он немедленно от этого контроля избавится.
Помним, что для детей важна причастность к той группе и её деятельности, в которой они могли бы чувствовать общность и конструктивно, эффективно, ярко, демонстративно конкурировать друг с другом. И побеждать. При этом, к сожалению, не важно – в одобряемой обществом деятельности, или порицаемой.
Подростки в силу гормональной перестройки своего организма очень уязвимы, их настроение и состояние души неконтролируемо переходит из одной крайности в другую. Если подросток считает или слышит, что он неудачник, что у него в жизни ничего не получится, что жизнь плоха, он воспримет это очень конкретно и болезненно. Вслед за этим может последовать депрессивное настроение вплоть до суицидальных мыслей.
К факторам риска, способствующим вовлечению подростка в деструктивную субкультуру, относятся:
- эмоционально-личностные проблемы (низкая/завышенная самооценка, неуверенность в себе, неблагоприятное эмоциональное состояние, эмоциональная неустойчивость, переживание жизненной психотравмирующей ситуации, кризис подросткового и юношеского возраста);
- деструктивный стиль детско-родительского взаимодействия (попустительский/авторитарный стиль воспитания, высокая степень зависимости молодого человека от мнения родителей, привлечение родителями ребёнка для выяснения собственных отношений и пр.);
- нарушение социализации (нарушение взаимоотношений с близкими, жестокое обращение в семье, негативный опыт коммуникации с окружающими, буллинг в школе, пассивность жизненной позиции, разочарование в людях, друзьях, близких, девиации, правовой инфантилизм и др.);
- заполненность досуга ребёнка неформальной, стихийно возникающей активностью;
- отсутствие системной и методичной профилактической работы со стороны образовательных учреждений;
- судимость родителей или братьев/сестер, друзей, романтизируемая в окружении ребёнка;
- низкий уровень материального благосостояния, неполная или многодетная семья;
- негативное влияние СМИ, социальных сетей;
- поиск новых ярких впечатлений.
Принадлежность в деструктивной субкультуре кардинально меняет систему ценностей, мировоззрение, моральные нормы. Её приверженцы склонны к противоправному поведению, экстремизму, употреблению наркотических веществ и алкоголя. Молодой человек перестает думать стратегически, живет одним днем. Его личностное развитие останавливается или направляется в негативное русло. Со временем индивид отдаляется от семьи и окружающих, у него меняется ближний круг общения, культурные модели.
В силу возрастных, социокультурных, психологических особенностей подростков задача «вывести» их из субкультуры является труднодостижимой, поэтому как никогда в данном вопросе важна профилактика вовлечения молодёжи в деструктивные субкультуры. В данном случае речь идет об активизации деятельности юношеских сообществ, которые смогут перенаправить энергию представителя подрастающего поколения в альтернативные виды социально-значимой деятельности, способствующей его эффективной социализации. Это могут быть клубы экстремальных видов спорта и туризма, дискуссионные кружки, кинолектории, игротеки и пр.
Целевой установкой данных позитивных, социально одобряемых сообществ является формирование критической позиции молодого человека в отношении деструктивных субкультур для понимания опасностей, которые связаны с включением в них. Здесь профилактическая и коррекционная работа должна быть основана на косвенном воздействии, использовании методов убеждения через аргументацию и рекомендации. Ни в коем случае не допустимы назидательный тон, прямые указания, давление.
Профилактика вовлечения подростков в деструктивные группы должна быть основана на усилении роли традиционных общественных институтов (семья, школа, дополнительное образование, вуз) и связана с созданием и развитием молодежных СМИ, через которые транслируется информация о негативной роли данных неформальных объединений. Важно, чтобы в образовательных учреждениях одним из направлений их деятельности стало правовое просвещение, в рамках которого молодёжь получает знания о правовых последствиях участия в деструктивных субкультурах.
Повторимся: важно, чтобы родители и близкие люди уделяли внимание формированию доверительных отношений и крепких внутрисемейных связей. К сожалению, старшие члены семьи больше включены в процесс зарабатывания денег, карьерного роста, саморазвития. А в это время их дети остаются предоставлены сами себе и вынуждены искать поддержку во внешних источниках (одноклассники, друзья из интернет-сообществ, соседи и пр.). В семье важно находить время для общения и обсуждения пережитых за день событий, эмоций, впечатлений, делиться опытом достижений и неудач. Не только словами, но и собственным личным примером старший родственник может оказать необходимое воздействие на ребенка и влиять на его модель поведения, способствуя разрешению внутриличностного конфликта. Особенно эффективными в данном случае являются такие формы совместного времяпрепровождения, как туристские самодеятельные путешествия, экскурсионные поездки, участие в квестах, просмотр и обсуждение кинофильмов, хобби-активности.
Безусловно, меры противодействия их влиянию должны базироваться на улучшении социального положения молодежи, учёте индивидуальных (возрастных, психофизиологических, социокультурных) особенностей ее представителей. Упор в данном направлении важно делать на укреплении и развитии институтов социализации и ценностей традиционной культуры.