Понять. Принять. Помочь. Как реагировать, если ребёнок говорит о суициде?

По некоторым исследованиям суицидальное поведение у подростков встречается чаще, чем в других возрастных группах. Это связано с рядом особенностей подросткового возраста. В этом возрасте реальная значимость проблемы и реакция на неё подростка могут быть на разных полюсах. Опрос родственников, учителей, подростков-суицидантов показал, что поступок ребенка в большинстве случаев для них оказался неожиданностью. Для более успешного прогнозирования экстремального поведения ребёнка – подростка необходимо учитывать ряд их психологических особенностей:
- Подростки стремятся шокировать общество крайними действиями, которые могут привести к смертельному исходу (вызывающее поведение);
- Привыкнув к опеке взрослых, подростки нередко рассматривают суицидальные попытки как своеобразную игру, которая контролируется взрослыми, оставаясь в душе уверенными, что взрослые не разрешат довести её до конца.
Помните размышления Т. Сойера в книге М. Твена о том, как он накажет окружающих своей воображаемой смертью – тётю Полли, кузена Сида, учителя и других за все «несправедливости» по отношению к нему? Мальчик упивался воображаемой картинкой, как все плачут и сожалеют, что не поняли, не поддержали, не оценили, не додали… Марк Твен гениально описал защитный механизм незрелой личности ребёнка в ситуации, когда он не справляется со своими разочарованиями и переживаниями.
Часто родители, сталкиваясь с чувствами и эмоциями своего ребёнка, испытывают затруднения в том, как его поддержать, какие слова сказать и как вообще вести себя в подобной ситуации. Появляются растерянность, непонимание, грусть или тревога. Особенно сложно в ситуации, если ребёнок намекает или говорит прямо о нежелании жить. Или так обиделся, что ничего не говорит, замкнулся, как будто погас. Важно понимать, что испытывать подобные чувства – это естественно и абсолютно нормально!
С каждым годом растет количество суицидов, причем по статистике из благополучных и финансово стабильных семей их становится все больше. Многие родители даже думать об этом боятся, а тем более говорить, но это социальное явление имеет место быть и не стоит закрывать на это глаза. Главная рекомендация в данном вопросе - все разговоры о самоубийстве нужно воспринимать серьезно!
Причин может быть множество, но их можно объединить в 3 группы:
- кризис подросткового возраста;
- дефицит любви и внимания;
- отсутствие опыта проживания фрустрации (неполучения, нехватки чего-то, что ооочень хочется).
А поводов в этом возрасте предостаточно: буллинг, неудача в школе или общении, неразделенная любовь, насилие, непредвиденная беременность, конфликты с родителями, учителями, однаклассниками, проваленные экзамены, смерть близкого человека и так далее.
Не бойтесь выглядеть паникёром или навредить своей помощью. Один из самых распространенных мифов о суициде: «Если человек говорит о самоубийстве, он никогда этого не сделает». На самом деле в этом случае у человека два противоречивых желания - умереть и быть спасённым. Если подросток грозится причинить себе вред, сам пытается с вами об этом поговорить, - подробно расспросите его об этом. Человека, решившегося на самоубийство, необходимо внимательно выслушать и постараться понять проблему, скрытую за его словами.
Оказать помощь в данной ситуации могут психологи, психиатры. Взрослые должны понимать, чем они рискуют, оставив такого ребёнка без внимания и соответствующей помощи.
Что делать, если ребенок говорит, что хочет навредить себе:
-
будьте внимательны к любым признакам возможной опасности: попробуйте понять, после каких событий, действий у ребёнка появляются мысли о суициде;
-
принимайте ребёнка как личность; это значит просто любить его таким, какой он есть, - возможно, не оправдывающим всех надежд родственников;
-
будьте собеседником: не спорьте, а задавайте вопросы, давая возможность выговориться;
-
сами честно высказывайте свои мысли, чувства, переживания;
-
если ребёнок провинился, разрешите ситуацию в открытом разговоре, объясните последствия его поступков, договоритесь с ним о том, как будете дальше, и в дальнейшем не возвращайтесь к этой теме, не упрекайте ребёнка;
-
не оставляйте ребёнка одного в кризисной ситуации; обратитесь за помощью к специалистам.
Проявляйте постоянную внимание, заботу и поддержку, даже если вам кажется, что критическая ситуация миновала.
Если Вы слышите...
Если Вы слышите |
Нельзя говорить |
Обязательно скажите |
Вы меня никогда не понимаете! |
А кого ты понимаешь?!? |
Расскажи мне, что ты чувствуешь. |
Я совершил ужасный поступок |
И что теперь? .. Выкладывай! |
Я чувствую, что ты ощущаешь вину. |
У меня никогда ничего не получается |
Не получается – значит, не старался! |
Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. |
Всем было бы лучше без меня! |
Не говори глупостей. |
Ты много значишь для меня, для нас. |
Ненавижу всех… |
Когда я был в твоем возрасте… |
Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом. |
Все бессмысленно… |
Подумай о тех, кому хуже, чем тебе. |
Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. |
Нет смысла в этой жизни… |
Лучше помой посуду и выучи, наконец, уроки. |
Бывают моменты, когда нам так кажется. Без этих моментов нам труднее было бы находить смысл. |
Есть ли жизнь после смерти? |
Что за глупости тебе приходят в голову?!? |
Я тоже не один раз об этом задумывался.. давай поищем информацию об этом. Почему тебя эта тема заинтересовала? Что-то случилось? |
Не хочу жить… |
И что ты хочешь услышать от меня? |
Это очень серьезные слова. Я понимаю, что ты нуждаешься в моей поддержке... |
Психолого-педагогические рекомендации для родителей
- Никогда не сравнивайте ни с кем ребёнка, кроме как с ним «вчерашним».
- Будьте честными с ребёнком, даже при обсуждении «неудобных» вопросов и проблем.
- Чаще заслуженно хвалите его, но так, чтобы он знал и понимал, за что.
- Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте примером ребёнку.
- Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований. Понимайте его возможности, следуйте им.
- Будьте последовательны в воспитании ребёнка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
- Не унижайте ребенка, наказывая его.
- Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
- Помните золотое правило: хвалю при всех, ругаю - наедине
Получить помощь и поддержку можно здесь:
-
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Детство»: +7 (861) 259-91-62, ул. Октябрьская, 120.
-
Если помощь или поддержка психолога нужна срочно, но нет возможности обратиться к специалистам, звоните на телефон доверия бесплатно, круглосуточно, анонимно: 8-800-2000-12