Понять. Принять. Помочь. Как реагировать, если ребёнок говорит о суициде?

Иллюстрация к публикации

По некоторым исследованиям суицидальное поведение у подростков встречается чаще, чем в других возрастных группах. Это связано с рядом особенностей подросткового возраста. В этом возрасте реальная значимость проблемы и реакция на неё подростка могут быть на разных полюсах. Опрос родственников, учителей, подростков-суицидантов показал, что поступок ребенка в большинстве случаев для них оказался неожиданностью. Для более успешного прогнозирования экстремального поведения ребёнка – подростка необходимо учитывать ряд их психологических особенностей:

  • Подростки стремятся шокировать общество крайними действиями, которые могут привести к смертельному исходу (вызывающее поведение);
  • Привыкнув к опеке взрослых, подростки нередко рассматривают суицидальные попытки как своеобразную игру, которая контролируется взрослыми, оставаясь в душе уверенными, что взрослые не разрешат довести её до конца.

Помните размышления Т. Сойера в книге М. Твена о том, как он накажет окружающих своей воображаемой смертью – тётю Полли, кузена Сида, учителя и других за все «несправедливости» по отношению к нему? Мальчик упивался воображаемой картинкой, как все плачут и сожалеют, что не поняли, не поддержали, не оценили, не додали… Марк Твен гениально описал защитный механизм незрелой личности ребёнка в ситуации, когда он не справляется со своими разочарованиями и переживаниями.

Часто родители, сталкиваясь с чувствами и эмоциями своего ребёнка, испытывают затруднения в том, как его поддержать, какие слова сказать и как вообще вести себя в подобной ситуации. Появляются растерянность, непонимание, грусть или тревога. Особенно сложно в ситуации, если ребёнок намекает или говорит прямо о нежелании жить. Или так обиделся, что ничего не говорит, замкнулся, как будто погас. Важно понимать, что испытывать подобные чувства – это естественно и абсолютно нормально!

С каждым годом растет количество суицидов, причем по статистике из благополучных и финансово стабильных семей их становится все больше. Многие родители даже думать об этом боятся, а тем более говорить, но это социальное явление имеет место быть и не стоит закрывать на это глаза. Главная рекомендация в данном вопросе - все разговоры о самоубийстве нужно воспринимать серьезно!

Причин может быть множество, но их можно объединить в 3 группы:

  • кризис подросткового возраста;
  • дефицит любви и внимания;
  • отсутствие опыта проживания фрустрации (неполучения, нехватки чего-то, что ооочень хочется).

А поводов в этом возрасте предостаточно: буллинг, неудача в школе или общении, неразделенная любовь, насилие, непредвиденная беременность, конфликты с родителями, учителями, однаклассниками, проваленные экзамены, смерть близкого человека и так далее.

Не бойтесь выглядеть паникёром или навредить своей помощью. Один из самых распространенных мифов о суициде: «Если человек говорит о самоубийстве, он никогда этого не сделает». На самом деле в этом случае у человека два противоречивых желания - умереть и быть спасённым. Если подросток грозится причинить себе вред, сам пытается с вами об этом поговорить, - подробно расспросите его об этом. Человека, решившегося на самоубийство, необходимо внимательно выслушать и постараться понять проблему, скрытую за его словами.

Оказать помощь в данной ситуации могут психологи, психиатры. Взрослые должны понимать, чем они рискуют, оставив такого ребёнка без внимания и соответствующей помощи.

Что делать, если ребенок говорит, что хочет навредить себе:

  • будьте внимательны к любым признакам возможной опасности: попробуйте понять, после каких событий, действий у ребёнка появляются мысли о суициде;

  • принимайте ребёнка как личность; это значит просто любить его таким, какой он есть, - возможно, не оправдывающим всех надежд родственников;

  • будьте собеседником: не спорьте, а задавайте вопросы, давая возможность выговориться;

  • сами честно высказывайте свои мысли, чувства, переживания;

  • если ребёнок провинился, разрешите ситуацию в открытом разговоре, объясните последствия его поступков, договоритесь с ним о том, как будете дальше, и в дальнейшем не возвращайтесь к этой теме, не упрекайте ребёнка;

  • не оставляйте ребёнка одного в кризисной ситуации; обратитесь за помощью к специалистам.

Проявляйте постоянную внимание, заботу и поддержку, даже если вам кажется, что критическая ситуация миновала.

Если Вы слышите...

Если Вы слышите

Нельзя говорить

Обязательно скажите

Вы меня никогда не понимаете!

А кого ты понимаешь?!?
Где уж мне нам тебя понять!

Расскажи мне, что ты чувствуешь.
Я действительно хочу тебя понять.


Я совершил ужасный поступок

И что теперь? .. Выкладывай!
Кто, по твоему, за это будет отвечать?

Я чувствую, что ты ощущаешь вину.
Давай поговорим об этом.
Я готов(а) выслушать тебя.

У меня никогда ничего не получается

Не получается – значит, не

старался!

Ты сейчас ощущаешь недостаток сил.
Давай обсудим, как это изменить.

Всем было бы лучше без меня!

Не говори глупостей.
Поговорим о другом.
Хватит говорить ерунду!

Ты много значишь для меня, для нас.
Мне бы хотелось понять, почему эта мысль пришла тебе в голову.
Меня беспокоит твое настроение.
Давай, поговорим об этом.

Ненавижу всех…

Когда я был в твоем возрасте…
Да ты просто несёшь чушь!..

Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом.

Все бессмысленно…

Подумай о тех, кому хуже, чем тебе.
Конечно, у бездельников ни в чём нет смысла!

Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя.
Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить.

Нет смысла в этой жизни…

Лучше помой посуду и выучи, наконец, уроки.

Бывают моменты, когда нам так кажется. Без этих моментов нам труднее было бы находить смысл.

Есть ли жизнь после смерти?

Что за глупости тебе приходят в голову?!?

Я тоже не один раз об этом задумывался.. давай поищем информацию об этом. Почему тебя эта тема заинтересовала? Что-то случилось?

Не хочу жить…

И что ты хочешь услышать от меня?

Это очень серьезные слова. Я понимаю, что ты нуждаешься в моей поддержке...

Психолого-педагогические рекомендации для родителей

  • Никогда не сравнивайте ни с кем ребёнка, кроме как с ним «вчерашним».
  • Будьте честными с ребёнком, даже при обсуждении «неудобных» вопросов и проблем.
  • Чаще заслуженно хвалите его, но так, чтобы он знал и понимал, за что.
  • Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте примером ребёнку.
  • Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований. Понимайте его возможности, следуйте им.
  • Будьте последовательны в воспитании ребёнка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
  • Не унижайте ребенка, наказывая его.
  • Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
  • Помните золотое правило: хвалю при всех, ругаю - наедине

Получить помощь и поддержку можно здесь:

Опубликовано
11 сентября 2024
Поделиться публикацией:

Оставить комментарий