Ребёнок уходит из дома...

Иллюстрация к публикации

Проблема самовольных уходов подопечных из дома сегодня приобретает все большую актуальность. Важно понимать, что уход ребёнка из дома — это не обязательно признак неблагополучных семей, в которых законные представители не исполняют свои обязанности по воспитанию детей. Как показывает практика, около 70 процентов — дети, воспитывающиеся в благополучных семьях. Они уходят из дома в поисках приключений, в знак протеста чрезмерной опеки родителей или, наоборот, пытаясь обратить на себя внимание.

Примерно с 10 лет с детьми происходит много изменений: физиологических, психологических, эмоциональных. Психика несовершеннолетнего в силу малого социального опыта не в состоянии обработать тот объем перемен, с которым ему приходится жить.

Именно в этот период происходит смена приоритетов: значимый взрослый теряет свои позиции, так как ребёнок уже многое может самостоятельно, ему кажется, что «всё по плечу», он не нуждается в опеке и заботе родителя как в первые годы. На первый план выходят потребность получить признаниие сверстников, желание выделиться, стать значимым в глазах других. В этот период как никогда важно научиться видеть в своем подростке не объект воспитания, а равноправного члена семьи, общества.

Приходит время строить с ребёнком партнёрские отношения. Не диктовать ему правила и догмы, а договариваться с ним. Не требовать безоговорочно, а рассуждать, аргументировать и снова договариваться. Непонимание, непринятие причин изменений, происходящих с сыном или дочерью, приводит к нашему стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад их развитие». Родители начинают отвергать новые качества подростка и желают вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т. д.

Когда ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку необходим, прежде всего, хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь родительская любовь проявляется в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.

В силу возрастной восприимчивости к любым обстоятельствам на фоне гормональных изменений в разы усиливается восприимчивость и эмоциональное реагирование подростка практически на любое событие. И даже незначительная ситуация может показаться ему безвыходной. И тогда уход из дома становится для него единственной возможностью выразить свой протест. А в некоторых случаях и манипулирование родителями! Задумайтесь, что же Вы сделали не так?

Ребёнок может уходить из дома, протестуя против невыносимых условий, которые создают ему взрослые, не желая считаться с его мнением.

Другая причина самовольного ухода — несправедливое наказание, порой несоизмеримое проступку. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится разговора с родителем, наказания, которое непременно последует. Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же. И — круг замыкается.

К основным причинам самовольного ухода детей и подростков можно отнести:

  • конфликты с родителями, учителями, воспитателями и сверстниками;
  • отсутствие контроля со стороны родителей;
  • отсутствие интереса родителей к проблемам их детей;
  • особенности личности подростка, его склонность к асоциальным поступкам и экспериментам, потребность в свободе;
  • зависимость ребёнка от влияния группы или более сильного сверстника;
  • уверенность подростка, что «в этот раз к нему примут меры, обещанные ранее»;
  • отклонения в психическом развитии ребенка.

Часто в основе детских самовольных уходов лежит внутренний конфликт в семье. Даже если этот конфликт давний, неактивный, тлеющий. Отсутствие возможности поговорить, понять друг друга, спросить совет или получить поддержку — это тоже внутренний семейный конфликт.

Чтобы избежать ненужных конфликтов и ухода детей из дома, старайтесь соблюдать следующие правила:

  1. Создавайте благоприятный климат в семье.
  2. Организуйте досуг ребенку с учетом его пожеланий и интересов. Привлеките к посещению секции или кружка его друга, за компанию подросток всегда охотнее занимается дополнительно.
  3. Займитесь общим делом. Это сближает.
  4. Обращайте внимание на настроение ребенка, когда он пришел со школы. Стоит насторожиться, если он приходит поникшим и грустным, а утренний поход в школу сопровождается слезами и нежеланием учиться.
  5. Будьте внимательны и справедливы к своему ребёнку, регулярно и искренне интересуйтесь его делами, решайте вместе его проблемы.
  6. Выслушайте своего ребенка, даже если Вы очень устали! Ведь именно Вы тот человек, от которого Ваши сын или дочь хотят услышать доброе слово и совет.
  7. Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы пообщаться с друзьями, одноклассниками, погулять во дворе; не забывайте — он еще ребенок.
  8. Если кто-то жалуется на поведение вашего подопечного, не спешите сразу наказывать его, выясните мотивы и обстоятельства его поступков.
  9. Выбирайте наказание, адекватное проступку.
  10. Не наказывайте, не воспитывайте ребёнка, когда у вас плохое настроение или «для профилактики».
  11. Будьте в курсе социального окружения подопечного: постарайтесь познакомиться с его друзьями, одноклассниками, с которыми он общается чаще других, даже если они вам не очень нравятся (чтобы понимать, «чем они дышат»). Запишите их координаты (номер телефона, по возможности адрес проживания, дополнительную информацию о семье).
  12. Научите своего ребёнка говорить о планируемых делах, месте нахождения и возможности прибытия домой в положенное время.
  13. Старайтесь принимать любые откровения подопечного как признак огромного доверия к вам. Выслушивайте подростка всегда, особенно, если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он придет именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.
  14. Научите несовершеннолетнего ценить чувства и переживания родных людей по поводу друг друга.
  15. Никогда не угрожайте подопечному, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так — подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам.
  16. Объяснить ребенку о возможностях всероссийского бесплатного анонимного телефона доверия для детей и подростков 8-800-2000-122, позвонив по которому ребёнок получит поддержку, совет, как лучше поступить в ситуации.
  17. Если ваш подопечный не делится с вами своими проблемами, задумайтесь не только над его поведением, но и стилем воспитания, сложившимся в семье.
  18. Не забывайте, что в преодолении кризисных ситуаций, коснувшихся вас и вашего ребенка, вам всегда помогут специалисты. Чем раньше вы обратитесь за помощью психолога, невролога, эндокринолога или психиатра, тем больше шансов разрешить проблему ребенка и предотвратить его уход из дома. Хорошие родители — это те родители, которые способны выстроить отношения с ребенком так, чтобы с любой проблемой он пришёл именно к вам.

При подозрении на самовольный уход ребёнка из дома, вам стоит предпринять следующие действия:

  1. Вспомните всё, что говорил вам ребёнок в последние дни. Возможно, вы что-то упустили или проигнорировали.
  2. Известите об инциденте специалиста управления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.
  3. Позвоните его друзьям, одноклассникам, знакомым. Желательно поговорить с их родителями, чтобы они сообщили вам, если ваш ребёнок появится у них.
  4. Уточните информацию о возможной занятости ребёнка в администрации образовательного учреждения, в котором он обучается.
  5. Проверьте, не пропали ли из дома деньги и ценные вещи.
  6. Определите, в каких вещах он ушел и что с собой мог взять.
  7. Посетите ближайших друзей, приятелей по месту жительства, проверьте места возможного его нахождения, где обычно гуляет.
  8. Ведите себя спокойно и уравновешенно. Эмоции будут только мешать вам принимать правильные решения.
  9. Если все эти действия не принесли результата, срочно обращайтесь в полицию. При себе вам необходимо иметь документы на ребенка и его фотографии, чтобы написать заявление об уходе несовершеннолетнего.
  10. Не прекращайте поиски среди его ближайшего окружения, возможно, у кого-нибудь уже появилась информация о его местоположении.
  11. Далее действуйте согласно полученным указаниям от сотрудников полиции.

Когда ребёнок нашелся, не торопитесь его ругать. Если он способен разговаривать по душам, — выслушайте его. Пытайтесь услышать. Не прерывайте его речь обвинениями, даже если монолог ребёнка будет сплошным потоком обвинений в ваш адрес. Если молчит, — дайте ему понять, что вам нужно многое обсудить. Многому научиться. Вам вместе. И вам в том числе. Но и не торопитесь радостно накрывать стол. Ребёнок должен понимать, что произошла чрезвычайная ситуация, у которой имеются свои последствия.

Как бы Вы не были заняты на работе, личными делами, ПОМНИТЕ, что дети — это отражение и продолжение родителей. Начните с малого — спросите у ребенка, как прошел день, что было хорошего, какие возникли проблемы; расскажите про свой день, свои успехи и трудности. Все, что для взрослых — полная бессмыслица, для ребенка очень важно! Подросток хочет, чтобы к нему относились серьезно, воспринимали его как взрослого и самостоятельного человека, уважали его личность, поэтому любое необдуманное слово или действие могут нанести тяжелую рану в его душе.

Уходы ребенка из дома влекут за собой серьезные последствия. Ребенок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. Попрошайничество, пьянство, токсикомания, ранние и беспорядочные половые связи. В дальнейшем — серьезные правонарушения, асоциальный образ жизни. Кроме того, ребенок сам может стать жертвой насилия.

Угроза сбежать из дома это тоже сигнал, который не должен быть проигнорирован! Первый уход — это еще не болезнь. Важно не закрепить такой способ реагирования на проблемы, их решения. И помните: подопечный не сможет справиться самостоятельно с трудностями без вашего прямого вмешательства и участия в его жизни.

Опубликовано
21 февраля 2025
Поделиться публикацией:

Оставить комментарий