Ребёнок уходит из дома...

Проблема самовольных уходов подопечных из дома сегодня приобретает все большую актуальность. Важно понимать, что уход ребёнка из дома — это не обязательно признак неблагополучных семей, в которых законные представители не исполняют свои обязанности по воспитанию детей. Как показывает практика, около 70 процентов — дети, воспитывающиеся в благополучных семьях. Они уходят из дома в поисках приключений, в знак протеста чрезмерной опеки родителей или, наоборот, пытаясь обратить на себя внимание.
Примерно с 10 лет с детьми происходит много изменений: физиологических, психологических, эмоциональных. Психика несовершеннолетнего в силу малого социального опыта не в состоянии обработать тот объем перемен, с которым ему приходится жить.
Именно в этот период происходит смена приоритетов: значимый взрослый теряет свои позиции, так как ребёнок уже многое может самостоятельно, ему кажется, что «всё по плечу», он не нуждается в опеке и заботе родителя как в первые годы. На первый план выходят потребность получить признаниие сверстников, желание выделиться, стать значимым в глазах других. В этот период как никогда важно научиться видеть в своем подростке не объект воспитания, а равноправного члена семьи, общества.
Приходит время строить с ребёнком партнёрские отношения. Не диктовать ему правила и догмы, а договариваться с ним. Не требовать безоговорочно, а рассуждать, аргументировать и снова договариваться. Непонимание, непринятие причин изменений, происходящих с сыном или дочерью, приводит к нашему стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад их развитие». Родители начинают отвергать новые качества подростка и желают вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т. д.
Когда ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку необходим, прежде всего, хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь родительская любовь проявляется в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.
В силу возрастной восприимчивости к любым обстоятельствам на фоне гормональных изменений в разы усиливается восприимчивость и эмоциональное реагирование подростка практически на любое событие. И даже незначительная ситуация может показаться ему безвыходной. И тогда уход из дома становится для него единственной возможностью выразить свой протест. А в некоторых случаях и манипулирование родителями! Задумайтесь, что же Вы сделали не так?
Ребёнок может уходить из дома, протестуя против невыносимых условий, которые создают ему взрослые, не желая считаться с его мнением.
Другая причина самовольного ухода — несправедливое наказание, порой несоизмеримое проступку. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится разговора с родителем, наказания, которое непременно последует. Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же. И — круг замыкается.
К основным причинам самовольного ухода детей и подростков можно отнести:
- конфликты с родителями, учителями, воспитателями и сверстниками;
- отсутствие контроля со стороны родителей;
- отсутствие интереса родителей к проблемам их детей;
- особенности личности подростка, его склонность к асоциальным поступкам и экспериментам, потребность в свободе;
- зависимость ребёнка от влияния группы или более сильного сверстника;
- уверенность подростка, что «в этот раз к нему примут меры, обещанные ранее»;
- отклонения в психическом развитии ребенка.
Часто в основе детских самовольных уходов лежит внутренний конфликт в семье. Даже если этот конфликт давний, неактивный, тлеющий. Отсутствие возможности поговорить, понять друг друга, спросить совет или получить поддержку — это тоже внутренний семейный конфликт.
Чтобы избежать ненужных конфликтов и ухода детей из дома, старайтесь соблюдать следующие правила:
- Создавайте благоприятный климат в семье.
- Организуйте досуг ребенку с учетом его пожеланий и интересов. Привлеките к посещению секции или кружка его друга, за компанию подросток всегда охотнее занимается дополнительно.
- Займитесь общим делом. Это сближает.
- Обращайте внимание на настроение ребенка, когда он пришел со школы. Стоит насторожиться, если он приходит поникшим и грустным, а утренний поход в школу сопровождается слезами и нежеланием учиться.
- Будьте внимательны и справедливы к своему ребёнку, регулярно и искренне интересуйтесь его делами, решайте вместе его проблемы.
- Выслушайте своего ребенка, даже если Вы очень устали! Ведь именно Вы тот человек, от которого Ваши сын или дочь хотят услышать доброе слово и совет.
- Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы пообщаться с друзьями, одноклассниками, погулять во дворе; не забывайте — он еще ребенок.
- Если кто-то жалуется на поведение вашего подопечного, не спешите сразу наказывать его, выясните мотивы и обстоятельства его поступков.
- Выбирайте наказание, адекватное проступку.
- Не наказывайте, не воспитывайте ребёнка, когда у вас плохое настроение или «для профилактики».
- Будьте в курсе социального окружения подопечного: постарайтесь познакомиться с его друзьями, одноклассниками, с которыми он общается чаще других, даже если они вам не очень нравятся (чтобы понимать, «чем они дышат»). Запишите их координаты (номер телефона, по возможности адрес проживания, дополнительную информацию о семье).
- Научите своего ребёнка говорить о планируемых делах, месте нахождения и возможности прибытия домой в положенное время.
- Старайтесь принимать любые откровения подопечного как признак огромного доверия к вам. Выслушивайте подростка всегда, особенно, если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он придет именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.
- Научите несовершеннолетнего ценить чувства и переживания родных людей по поводу друг друга.
- Никогда не угрожайте подопечному, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так — подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам.
- Объяснить ребенку о возможностях всероссийского бесплатного анонимного телефона доверия для детей и подростков 8-800-2000-122, позвонив по которому ребёнок получит поддержку, совет, как лучше поступить в ситуации.
- Если ваш подопечный не делится с вами своими проблемами, задумайтесь не только над его поведением, но и стилем воспитания, сложившимся в семье.
- Не забывайте, что в преодолении кризисных ситуаций, коснувшихся вас и вашего ребенка, вам всегда помогут специалисты. Чем раньше вы обратитесь за помощью психолога, невролога, эндокринолога или психиатра, тем больше шансов разрешить проблему ребенка и предотвратить его уход из дома. Хорошие родители — это те родители, которые способны выстроить отношения с ребенком так, чтобы с любой проблемой он пришёл именно к вам.
При подозрении на самовольный уход ребёнка из дома, вам стоит предпринять следующие действия:
- Вспомните всё, что говорил вам ребёнок в последние дни. Возможно, вы что-то упустили или проигнорировали.
- Известите об инциденте специалиста управления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.
- Позвоните его друзьям, одноклассникам, знакомым. Желательно поговорить с их родителями, чтобы они сообщили вам, если ваш ребёнок появится у них.
- Уточните информацию о возможной занятости ребёнка в администрации образовательного учреждения, в котором он обучается.
- Проверьте, не пропали ли из дома деньги и ценные вещи.
- Определите, в каких вещах он ушел и что с собой мог взять.
- Посетите ближайших друзей, приятелей по месту жительства, проверьте места возможного его нахождения, где обычно гуляет.
- Ведите себя спокойно и уравновешенно. Эмоции будут только мешать вам принимать правильные решения.
- Если все эти действия не принесли результата, срочно обращайтесь в полицию. При себе вам необходимо иметь документы на ребенка и его фотографии, чтобы написать заявление об уходе несовершеннолетнего.
- Не прекращайте поиски среди его ближайшего окружения, возможно, у кого-нибудь уже появилась информация о его местоположении.
- Далее действуйте согласно полученным указаниям от сотрудников полиции.
Когда ребёнок нашелся, не торопитесь его ругать. Если он способен разговаривать по душам, — выслушайте его. Пытайтесь услышать. Не прерывайте его речь обвинениями, даже если монолог ребёнка будет сплошным потоком обвинений в ваш адрес. Если молчит, — дайте ему понять, что вам нужно многое обсудить. Многому научиться. Вам вместе. И вам в том числе. Но и не торопитесь радостно накрывать стол. Ребёнок должен понимать, что произошла чрезвычайная ситуация, у которой имеются свои последствия.
Как бы Вы не были заняты на работе, личными делами, ПОМНИТЕ, что дети — это отражение и продолжение родителей. Начните с малого — спросите у ребенка, как прошел день, что было хорошего, какие возникли проблемы; расскажите про свой день, свои успехи и трудности. Все, что для взрослых — полная бессмыслица, для ребенка очень важно! Подросток хочет, чтобы к нему относились серьезно, воспринимали его как взрослого и самостоятельного человека, уважали его личность, поэтому любое необдуманное слово или действие могут нанести тяжелую рану в его душе.
Уходы ребенка из дома влекут за собой серьезные последствия. Ребенок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. Попрошайничество, пьянство, токсикомания, ранние и беспорядочные половые связи. В дальнейшем — серьезные правонарушения, асоциальный образ жизни. Кроме того, ребенок сам может стать жертвой насилия.
Угроза сбежать из дома это тоже сигнал, который не должен быть проигнорирован! Первый уход — это еще не болезнь. Важно не закрепить такой способ реагирования на проблемы, их решения. И помните: подопечный не сможет справиться самостоятельно с трудностями без вашего прямого вмешательства и участия в его жизни.