Как пережить третью четверть?

О чём вы, как родители, думаете, когда слышите слово «школа»? А когда слышите словосочетание «третья четверть»? Да, сейчас у нас третья, самая длинная четверть в учебном году: ваш подопечный еще больше капризничает по утрам, с бОльшей неохотой собирается в школу... Накал недовольства и раздражения ребёнка растёт. Школьник не просто долго не может сосредоточиться на выполнении домашних заданий, тяжело вздыхает, зевает, ищет всякие причины, чтобы не идти в школу, но и сам верит, что находится на пределе.
У педиатров на этот счёт даже новый диагноз придуман — «синдром третьей четверти». И вот они, его признаки: вялость, плаксивость, обидчивость, зашкаливающая раздражительность перекликаются с излишней подвижностью и суетливостью, плохим аппетитом, поздним засыпанием. Кроме того, в это время дети подвержены частым простудам.
«Синдром третьей четверти» объясняется психофизиологическими причинами. Не хватает солнечного света. Также не хватает свежего воздуха, потому что мы целый день находимся в помещении с отоплением, которое сушит воздух. Нехватка витаминов объясняется тем, что организм находится в энергосберегающем режиме. И, конечно, влияют перегрузки в школе — современные программы обучения часто носят мозаичный характер, который требует бОльших умственных усилий, повышенной мотивации и целеустремленности от ребёнка и его окружения.
Как помочь ребёнку пережить третью четверть? Предлагаем вам некоторые советы, которые помогут детям чувствовать себя лучше:
- Добавляем свет, по желанию включаем лампы, утром открываем шторы, чтобы впустить дневной свет. Даже растения, чтобы они лучше росли в теплицах, подсвечивают дополнительно.
- Чаще проветривайте комнату подопечного, если есть увлажнитель воздуха, пользуйтесь им.
- Пейте с вашим ребёнком достаточно воды, именно, воды, а не газированных напитков. Показывайте ему пример. В насыщенном водой организме лучше работает мозг, а это значит, повысится тонус, улучшится работоспособность.
- Больше тактильных впечатлений ребенку: разомните ему уши, погладьте район затылка, шеи, плеч. Разомните большой палец рук, мизинец.
- Обсудите с подопечным, что длинная четверть — это не всегда плохо. Три учебных месяца дают время исправить оценки, повысить свой ученический рейтинг.
Чем еще примечательна третья четверть?
Всеобщая усталость порождает конфликты. И именно в третьей четверти зачастую дети сталкиваются с тем, с чем раньше и не сталкивались — дразнилками и обидными кличками. Ребёнок, которого дразнят сверстники, зачастую возвращается домой расстроенным, или даже в слезах.
Ни в коем случае нельзя его ругать, называть плаксой, ведь ему и так уже досталось. Для начала ребёнка надо успокоить. Не забывайте о том, что любому ребёнку важны тактильные ощущения. Поэтому обнимайте его почаще, гладьте по голове, говорите, что любите.
Такому ребёнку важно знать, что дома его ценят и принимают. Поэтому не скупитесь на похвалу. Даже если у ребёнка получается не всё — хвалите его не за качество, а за труд.
Замечайте положительные моменты: то, что он аккуратно повесил свои вещи, помыл руки, сказал «Спасибо». Если вы будете давать ребёнку положительное подкрепление за конкретное, правильно выполненное дело, то у него появится уверенность в себе, он будет понимать, что, действительно, на многое способен.
Если справляться с усталостью всё равно тяжело, обратитесь к неврологу, эндокринологу. Может быть, дело в гормонах или нехватке микроэлементов? Правильно подобранное врачом лечение (витамины, биологические добавки и т. д.) облегчит борьбу с весенней ленью и усталостью.
И — улыбайтесь! Больше доброго юмора. Поддержите своего подопечного и себя хорошей шуткой, веселой комедией или попробуйте познакомить его с прекрасными смешными рассказами Чехова, Зощенко, Тэффи и других замечательных писателей. Забавный и добрый рассказ, который займет полчаса настроит вас на добрый лад, подарит несколько приятных совместных минут.
И тогда вам многое по плечу.